Особенности применения а налити чески-расчет ного. метода при техническом обслуживании

В практике нормативной работы в системе технического обслу­живания аналитически-расчстнын метод целесообразно применять для установления укрупненных норм времени при обслуживании поступающей на эксплуатацию новой авиационной техники.

Технический прогресс в гражданской авиации ставні перед нор­мативными организациями задачу прогнозирования трудовых за­трат на обслуживание повой техники уже на первых этапах се внедрения. Прогнозирование осуществляется в целях установления экономической эффективности авиационной техники новых типов и проведения технико-экономических расчетов, связанных с их вне­дрением в производство.

Для планирования производственной работы, подготовки и ра циональной расстановки кадров, разработки действенной системы ; материального стимулирования работников в целях повышения производительности их труда авиационно-техническим базам гра­жданской авиации необходимо иметь научно обоснованные норма­тивы трудовых затрат уже в период проведения эксплуатацией — 84

пых испытаний или опытного внедрения авиационной техники но­вого типа т. е. с того времени, когда в связи с малым налетом ча­сов не представляется возможным проводить фотохронометра ж и ые, наблюдения регламентных работ высокой периодичности. Дна — * лнтнчсскн-расчетный. метод в этих условиях весьма эффективен, так как позволяет резко сократить сроки разработки необходимых нормативных материалов и затраты труда на нормативно-исследо­вательские работы. По этому методу устанавливается определен­ная аналитическая зависимость между трудоемкостью конкретных работ но техническому обслуживанию самолета (вертолета) и фак­торами. существенно влияющими на объем работ или на слож­ность технического обслуживания. В практике советских и зару­бежных исследований к факторам, прямо или косвенно влияю­щим на трудоемкость обслуживания, принято относить данные о весовых и летио-тсхннческнх характеристиках авиационной тех­ники.

Объективными показателями авиационной техники, имеющими количественное выражение, являются следующие:

I. Весовые характеристики:

1) взлетный вес;

2) посадочный (нормальный) вес;

3) вес конструкции самолета;

4) вес снаряженного самолета;

Г>) коммерческая (максимальная) нагрузка самолета;

(>) вес топлива и коммерческой нагрузки самолета;

7) вес двигателя.

II. Летно-технические характеристики:

1) количество двигателей;

2) мощность или статическая тяга двигателей;

3) крейсерская скорость;

-!) средняя скорость но расписанию;

5) средний часовой расход топлива;

6) общее количество пассажирских мест и нр.

Выбор тех или иных показателей в качестве существенных фак­торов, влияющих на трудовые затраты, производится на основе логического анализа.

Так, при нормировании аналитическн-расчетным методом за­трат труда на техническое обслуживание двигателя, самолета и специального оборудовании естественно отобрать в качестве влия­ющих факторов весовые характеристики указанных объектов (вес двигателя, конструкции самолета, специального оборудования). При отборе факторов необходимо соблюдать условие простоты и легкости определения этих показателей или характеристик по тех­нической документации на новую технику. Количество факторов, принимаемых в расчет в качестве существенных, должно быть оп­тимальным. Нецелесообразно включать в исследование множество факторов, так как это значительно усложняет расчеты, по мало влияет на точності» нормы. Важнее учесть то обстоятельство, что

в р-яле случаев lie только объективные показатели авиационной техники, имеющие количественное выражение, отражают трудоем­кость ее технического обслуживания. Такие качественные факто­ры. как эксплуатационная технологичность самолета и надежность работы его элементов, не имеют количественного выражения, но существенно влияют на уровень трудовых затрат. Учесть подоб­ные факторы можно с помощью особых статистических коэффи­циентов или экспертных оценок.

Правильность выбора факторов устанавливается после вывода расчетных формул и сравнения полученных с их помощью норма­тивных трудовых затрат с фактическими, использованными при выводе формул.

Аналитнчески-расчетный метод определения трудовых затрат предусматривает получение в конечном итоге укрупненных норм (нормативов) времени. Степень дифференциации норм, разраба­тываемых этим метолом, зависит от поставленной задачи.

Целесообразно разрабатывать нормы на выполнение полного комплекса работ но техническому обслуживанию самолета, а так­же по отдельным составляющим обслуживания, которые выпол­няются основными категориями рабочих и технического состава (например, по обслуживанию планера, силовых установок, специ­ального оборудования, но наружной мойке и внутренней уборке самолетов). Необходимо разработать норму п на замену двигателя.

Дальнейшая дифференциация норм может осуществляться по линии расчленения укрупнённых норм для некоторых составляю­щих на нормы трудовых затрат но отдельным системам. Так, на­пример, для составляющей «Обслуживание планера» возможно деление па следующие системы:

1) собственно планер;

2) топливная система;

. 3) шасси;

4) управление самолетом к закрылками;

5) гидравлическая система;

6) воздушная система;

7) высотная система;

8Ї бытовое оборудование.

Для составляющей «Обслуживание специального оборудова­ния» целесообразно деление на следующие системы:

1) электрооборудование;

2) радиооборудование;

‘ 3) приборное оборудование:

4) противопожарное оборудование;

5) кислородное оборудование.

Проектирование укрупненных норм производится по этапам в следующем порядке:

1) постановка задачи:

а) выбор типа авиационной техники, для которого осущест­вляйся разработка нор’м: самолеты; вертолеты; самолеты с пор-

М
шневыми двигателями; самолеты с газотурбинными двигателями; ‘Сверхзвуковые самолеты; двигатели; двигатели поршневые; двига­тели газотурбинные; двигатели турбовинтовые и т. д.;

б) вид укрупненной нормы: на час налета; на посадку; на рег­ламентное обслуживание и т. д.;

в) дифференциация норм (выбор составляющих и систем об­служивания);

2) определенно конкретных типов авиационной техники, на базе которых предполагается производить исследование;

3) сбор данных о летно-технических, весовых и прочих харак­теристиках’отобранных для исследования типов авиационной тех ники;

•1) определение трудовых затрат на техническое обслуживание рассматриваемой авиационной техники но регламентам, составля­ющим п системам обслуживания в соответствии с видом и диффе­ренциацией разрабатываемых норм;

5) предварительный выбор факторов, существенно влияющих на трудоемкость обслуживания но каждому объекту нормирования;

6) определение характера зависимости трудовых затрат от вы­бранных факторов на основании метода графоаналитического ана­лиза. Выбор вида функции (линейная, степенная, логарифмичес­кая. многочлен и г. д.);

7) получение расчетных формул; уточнение (при необходимо­сти) правильности выбора факторов, вида функции и окончатель­ным выводформул;

8) анализ нормативных формул на основе фактического мате­риала.

Далее приведен пример установления нормы времени аналити — ческн-расчетным методом.

Пример. Установить норму времени на замену двигателя на самолете.

Тип техники — газотурбинный двигатель.

Вид укрупненной нормы — па одно регламентное обслуживание.

Дифференциация нормы — техническое обслуживание силовой установки (п том числе и демонтажно-монтажные работы), ныполияемое при смене двигателя.

В качестпе базы для исследования выбраны 9 газотурбинных двигателей современных типов Нормы времени на замену одной силовой установки для эксплуатируемой Авиационной техники установлены аналнтнческн-нсследователь — скнм методом в типовых организационно-технических условиях технического об­служивания в АТБ.

В качестве фактора, существенно влияющего на затраты труда, выбран вес силовой установки (данные о трудоемкости замены силовой установки и ее весе приведены в табл. 9). Графоаналитический анализ показывает, что затраты труда на замену одной силовой установки хорошо определяются этим сущест-

пенным фактором, причем зависимость от веса имеет степенный характер (см. график на рис. 1):

ТСУ = К0-Р дв і

где Тсу — затраты труда на замену одной силовой установки;

Р1Ь— вес двигателя.

Как известно, значения коэффициента А,’0 и показателя степени /С, можно найти, решив систему уравнений:

ЛнКо+К|2/£/5дв=2/й7,Су |

KoSIgP^+K. S(Ig^B)2-2lgPw! grcy J

где л к— количество исходных данных.

Рис. I. Зависимость трудовых* затрат на замену двигателя
от его веса

Подставив н эти уравнения итоговые данные табл. 9, получают следующую систему уравнений:

Ч *

91gK0+1,0946к, =*= 15.6659 X1.0946

1,0946!gKo -1-0,9321 к, = 2.6003 Х9

Умножив первое уравнение на 1,0946. а второе — на 9 и вычтя из получен­ного первого уравнения второе, определяют значение /С,:

9.8514 IgKo-f 1,1984k, = 17,1479

9.8514lgK0+8.3889K, — 23.4027

ешжі первое ураапсешіе относительно, 1r к3 при найденном к, 0,8699. полу­чают:

lgK„- 1.6348 и Ко-43.13.

Расчетная формула трудовых затрат на замену силовой установки после окру­гления показателя степени к і примет такой вид:

Тс». „„ = 43,13-/С

Результаты определения по этой формуле нормативной поличний затрат на замену одной силовой установки приведены п табл. 9.

Из нее следует, что по всем двигателям отклонение расчетной (?су расі) ■ нор­мы ОТ ИСХОДНОЙ трудоемкости (7су) НС превышает допустимого уровня (rh‘!6»/o). Поэтому установленная аналитическая зависимость принимается для определения ноли чины’трудовых затрат но замене газотурбинного двигателя.