Особенности применения а налити чески-расчет ного. метода при техническом обслуживании
В практике нормативной работы в системе технического обслуживания аналитически-расчстнын метод целесообразно применять для установления укрупненных норм времени при обслуживании поступающей на эксплуатацию новой авиационной техники.
Технический прогресс в гражданской авиации ставні перед нормативными организациями задачу прогнозирования трудовых затрат на обслуживание повой техники уже на первых этапах се внедрения. Прогнозирование осуществляется в целях установления экономической эффективности авиационной техники новых типов и проведения технико-экономических расчетов, связанных с их внедрением в производство.
Для планирования производственной работы, подготовки и ра циональной расстановки кадров, разработки действенной системы ; материального стимулирования работников в целях повышения производительности их труда авиационно-техническим базам гражданской авиации необходимо иметь научно обоснованные нормативы трудовых затрат уже в период проведения эксплуатацией — 84
пых испытаний или опытного внедрения авиационной техники нового типа т. е. с того времени, когда в связи с малым налетом часов не представляется возможным проводить фотохронометра ж и ые, наблюдения регламентных работ высокой периодичности. Дна — * лнтнчсскн-расчетный. метод в этих условиях весьма эффективен, так как позволяет резко сократить сроки разработки необходимых нормативных материалов и затраты труда на нормативно-исследовательские работы. По этому методу устанавливается определенная аналитическая зависимость между трудоемкостью конкретных работ но техническому обслуживанию самолета (вертолета) и факторами. существенно влияющими на объем работ или на сложность технического обслуживания. В практике советских и зарубежных исследований к факторам, прямо или косвенно влияющим на трудоемкость обслуживания, принято относить данные о весовых и летио-тсхннческнх характеристиках авиационной техники.
Объективными показателями авиационной техники, имеющими количественное выражение, являются следующие:
I. Весовые характеристики:
1) взлетный вес;
2) посадочный (нормальный) вес;
3) вес конструкции самолета;
4) вес снаряженного самолета;
Г>) коммерческая (максимальная) нагрузка самолета;
(>) вес топлива и коммерческой нагрузки самолета;
7) вес двигателя.
II. Летно-технические характеристики:
1) количество двигателей;
2) мощность или статическая тяга двигателей;
3) крейсерская скорость;
-!) средняя скорость но расписанию;
5) средний часовой расход топлива;
6) общее количество пассажирских мест и нр.
Выбор тех или иных показателей в качестве существенных факторов, влияющих на трудовые затраты, производится на основе логического анализа.
Так, при нормировании аналитическн-расчетным методом затрат труда на техническое обслуживание двигателя, самолета и специального оборудовании естественно отобрать в качестве влияющих факторов весовые характеристики указанных объектов (вес двигателя, конструкции самолета, специального оборудования). При отборе факторов необходимо соблюдать условие простоты и легкости определения этих показателей или характеристик по технической документации на новую технику. Количество факторов, принимаемых в расчет в качестве существенных, должно быть оптимальным. Нецелесообразно включать в исследование множество факторов, так как это значительно усложняет расчеты, по мало влияет на точності» нормы. Важнее учесть то обстоятельство, что
в р-яле случаев lie только объективные показатели авиационной техники, имеющие количественное выражение, отражают трудоемкость ее технического обслуживания. Такие качественные факторы. как эксплуатационная технологичность самолета и надежность работы его элементов, не имеют количественного выражения, но существенно влияют на уровень трудовых затрат. Учесть подобные факторы можно с помощью особых статистических коэффициентов или экспертных оценок.
Правильность выбора факторов устанавливается после вывода расчетных формул и сравнения полученных с их помощью нормативных трудовых затрат с фактическими, использованными при выводе формул.
Аналитнчески-расчетный метод определения трудовых затрат предусматривает получение в конечном итоге укрупненных норм (нормативов) времени. Степень дифференциации норм, разрабатываемых этим метолом, зависит от поставленной задачи.
Целесообразно разрабатывать нормы на выполнение полного комплекса работ но техническому обслуживанию самолета, а также по отдельным составляющим обслуживания, которые выполняются основными категориями рабочих и технического состава (например, по обслуживанию планера, силовых установок, специального оборудования, но наружной мойке и внутренней уборке самолетов). Необходимо разработать норму п на замену двигателя.
Дальнейшая дифференциация норм может осуществляться по линии расчленения укрупнённых норм для некоторых составляющих на нормы трудовых затрат но отдельным системам. Так, например, для составляющей «Обслуживание планера» возможно деление па следующие системы:
1) собственно планер;
2) топливная система;
. 3) шасси;
4) управление самолетом к закрылками;
5) гидравлическая система;
6) воздушная система;
7) высотная система;
8Ї бытовое оборудование.
Для составляющей «Обслуживание специального оборудования» целесообразно деление на следующие системы:
1) электрооборудование;
2) радиооборудование;
‘ 3) приборное оборудование:
4) противопожарное оборудование;
5) кислородное оборудование.
Проектирование укрупненных норм производится по этапам в следующем порядке:
1) постановка задачи:
а) выбор типа авиационной техники, для которого осуществляйся разработка нор’м: самолеты; вертолеты; самолеты с пор-
М
шневыми двигателями; самолеты с газотурбинными двигателями; ‘Сверхзвуковые самолеты; двигатели; двигатели поршневые; двигатели газотурбинные; двигатели турбовинтовые и т. д.;
б) вид укрупненной нормы: на час налета; на посадку; на регламентное обслуживание и т. д.;
в) дифференциация норм (выбор составляющих и систем обслуживания);
2) определенно конкретных типов авиационной техники, на базе которых предполагается производить исследование;
3) сбор данных о летно-технических, весовых и прочих характеристиках’отобранных для исследования типов авиационной тех ники;
•1) определение трудовых затрат на техническое обслуживание рассматриваемой авиационной техники но регламентам, составляющим п системам обслуживания в соответствии с видом и дифференциацией разрабатываемых норм;
5) предварительный выбор факторов, существенно влияющих на трудоемкость обслуживания но каждому объекту нормирования;
6) определение характера зависимости трудовых затрат от выбранных факторов на основании метода графоаналитического анализа. Выбор вида функции (линейная, степенная, логарифмическая. многочлен и г. д.);
7) получение расчетных формул; уточнение (при необходимости) правильности выбора факторов, вида функции и окончательным выводформул;
8) анализ нормативных формул на основе фактического материала.
Далее приведен пример установления нормы времени аналити — ческн-расчетным методом.
Пример. Установить норму времени на замену двигателя на самолете.
Тип техники — газотурбинный двигатель.
Вид укрупненной нормы — па одно регламентное обслуживание.
Дифференциация нормы — техническое обслуживание силовой установки (п том числе и демонтажно-монтажные работы), ныполияемое при смене двигателя.
В качестпе базы для исследования выбраны 9 газотурбинных двигателей современных типов Нормы времени на замену одной силовой установки для эксплуатируемой Авиационной техники установлены аналнтнческн-нсследователь — скнм методом в типовых организационно-технических условиях технического обслуживания в АТБ.
В качестве фактора, существенно влияющего на затраты труда, выбран вес силовой установки (данные о трудоемкости замены силовой установки и ее весе приведены в табл. 9). Графоаналитический анализ показывает, что затраты труда на замену одной силовой установки хорошо определяются этим сущест-
пенным фактором, причем зависимость от веса имеет степенный характер (см. график на рис. 1):
ТСУ = К0-Р дв і
где Тсу — затраты труда на замену одной силовой установки;
Р1Ь— вес двигателя.
Как известно, значения коэффициента А,’0 и показателя степени /С, можно найти, решив систему уравнений:
ЛнКо+К|2/£/5дв=2/й7,Су |
KoSIgP^+K. S(Ig^B)2-2lgPw! grcy J ’
где л к— количество исходных данных.
Рис. I. Зависимость трудовых* затрат на замену двигателя
от его веса
Подставив н эти уравнения итоговые данные табл. 9, получают следующую систему уравнений:
Ч *
91gK0+1,0946к, =*= 15.6659 X1.0946
1,0946!gKo -1-0,9321 к, = 2.6003 Х9
Умножив первое уравнение на 1,0946. а второе — на 9 и вычтя из полученного первого уравнения второе, определяют значение /С,:
9.8514 IgKo-f 1,1984k, = 17,1479
9.8514lgK0+8.3889K, — 23.4027
ешжі первое ураапсешіе относительно, 1r к3 при найденном к, 0,8699. получают:
lgK„- 1.6348 и Ко-43.13.
Расчетная формула трудовых затрат на замену силовой установки после округления показателя степени к і примет такой вид:
Тс». „„ = 43,13-/С
Результаты определения по этой формуле нормативной поличний затрат на замену одной силовой установки приведены п табл. 9.
Из нее следует, что по всем двигателям отклонение расчетной (?су расі) ■ нормы ОТ ИСХОДНОЙ трудоемкости (7су) НС превышает допустимого уровня (rh‘!6»/o). Поэтому установленная аналитическая зависимость принимается для определения ноли чины’трудовых затрат но замене газотурбинного двигателя.